искусство



картинная
галерея

Художники Беларуси >
Картинная галерея >
Заказать портрет по фотографии >
Копии картин >

Оформление офортных оттисков

Офорт должен печататься с про» спорными полями, составляющими естественное обрамление изображения. Поля предохраняют гравюру от поврежде­ния; Ширина полей сверху и по сторонам должна быть одинаковой, а снизу- чуть больше. Не следует оставлять чрезмерно широкие поля, в которых изображение на­чинает сплавать» и теряться. Фасеты па от­тиске должны быть четко отдавленными. За этимнеобходимо следить во время просушивания офорта

Подписи на лицевой стороне оттиска делаются твердым карандашом, благодаря этомутони врезаются в бумагу и не стирают­ся. Подписи ставятся непосредственно под нижним краем изображения и не должны выходить за его пределы. Слева пишут на-звание эстампа, а справа ставят подпись ав­тора и указывают год исполнения. Обычно художник ограничивается подписью и го-^ дом. Гравирование авторской подписи или инициалов надоске, практиковавшееся ста­рыми мастерами, в современном офорте не применяется. 1акая сигнатура еще меети-детельствует о согласии автора с качеством оттиска 1злько подписанные карандашом оттиски считажгся авторскими.

Наобрафюй стороне оттисков, пред­назначенных для музеев, выставок или продажи, мягким карандашом пишутся следующие сведения:

1. Фамилия и инициалы автора.

2. Название произведения.

3. Год исполнения.

,4^ Манера исполнения. При сочетании нескольких манер первой всегда указыва­ется основная - офорт (травленый штрих). Например: «офорт, акватинта, сухая игла», «офорт, лавио» и т.д. При сложных сочета­ниях иногда пишется: «смешанная техника». На цветном офорте указывается коли­чество досок.

5. Размеры офорта (формат изобрази­тельной плоскости, бея полей). Первая цифра обозначает размер по вертикали (высоту), а вторая - по горизонтали (ширину). Например: 22x39 см.

Следует твердо усвоить, что широкие чистые поля являются неотъемлемой частью всякого эстампа а офорта - в осо­бенности. Они одновременно составляют естественноеи самое лучшее обрамле­ние изображения. Накладывать на эстамп паспарту •- значит уничтожать одно из его художественных достоинств.

Накладные «окна» (паспарту) допуска­ются в исключительных случаях,: когда поля оттиска слишком узки или серьезно повреждены. Паспарту следует вырезать из плотной бумаги с таким расчетом, что­бы отдавленные фасеты оттиска остава­лись открытыми, а в нижней части окна были видны подписи. Нельзя вырезать паспарту из толстого картона, так как оно выглядит грубым и вредит гравюре.

Реставрацией и чисткой оттисков занимаются специальные мастерские, оснащенные необходимыми средствами и приспособлениями.

Покоробившийся или помятый оттиск можно выправить, смочив водой обратную сторону при помощи ватного тампона или мятой кисти .и наклеив его на чистую де­ревянную доску. Увлажненные описки можно выправлять также на акварельных стираторах разных размеров.

Незначительные разрывы на оттиске за­клеиваются с обратной стороны полосками тонкой и прочной бумаги. Для этого приме­няется крахмал или поливинилацетатная эмульсия. Не следует пользоваться силикат­ным клеем, фотоклеем или декстрином.

Оттиски следует хранить в папках, пе­реложив каждый лист тонкой папиросной бумагой. Необходимо оберегать их от сы­рости, вызывающей плесневение бумаги. У офортов, слегка тронутых плесенью,следует протереть обратную сторону со­ставом из одной части глицерина, одной части формалина и десяти частей спирта.


свои штампы, подписи и нумерацию на изображении и т. л Иногда это можно было обменить необходимостью в эконо­мии места, стремлением к удобству хране­ния и учета, подгонкой под размеры рам при окантовке и тл, но чаще всего это объяснялось прихотью владельцев гравюр. Подобное варварство нередко прикрыва­лось лицемерными рассуждениями об особом назначении, исключительности гравюры - «искусства избранных»,

В погоне за прибылью предприимчи­вые издатели и торговцы зачастую бес­церемонно обращались с печатными до­сками и знаменитых мастеров. Печатались большие тиражи, не свойственные той или иной манере, а изношенные печатные формы «восстанавливались». Один из анг­лийских граверов-ремесленников «оживил» сухой ипюй старую доску Рембрандта -«Проповедь Христа», внеся сухую-йоту »те места, |де ее не было в оригинале. Другой английский гравер, заполучив доску Ремб­рандта «Христос, исцеляющий больных» (знаменитый «Лист в сто гульденов»), осно­вательно прошелся по ней сухой иглой, от­печатал сто оттисков и распилил печатную доску, якобы для предупреждения профа­нации. В настоящее время во всем мире

Городские