искусство



картинная
галерея

Художники Беларуси >
Картинная галерея >
Заказать портрет по фотографии >
Копии картин >

О некоторых старых традициях

О некоторых старых традициях и терминах в офорте. Для изучения творче­ского наследия художников, систематиза­ции коллекций офорта и распознавания от­тисков следует хотя бы кратко ознакомить­ся с теми старыми традициями, правилами и терминами, с которыми приходится неиз­бежно сталкиваться. Это тем более необ­ходимо, что иноеда предпринимаются попытки возрождения не лучших традиций, чуждых современному офорту.

Собирание, коллекционирование гравюры в прошлом принимало порой самые странные формы. Например, одно время почти повсеместно коллекционеры обрезали гравюры по фасетам и в таком виде наклеивали их в альбомы или на кар-

тонные паспарту, да еще обносили чер­тежными рамками. Уничтожение полей было не только насилием над природой эстампа, но и привело к гибели множества первоклассных произведений, которые быстро пришли в негодность. В настоя­щее время очень нелегкоотыскать в музеях и в частных коллекциях не изуродованную таким образом гравюру ХУ-ХУН веков, да и XVIII века тоже. История коллекцио­нирования знает, например, случай, когда один из собирателей обрезал все гравюры по кругу.

Некоторые коллекционеры собирали только бросовые (макупатурюяе^^оттиски. Находились и такие «любигелид^тампов», которые подкрашивали от руки все отти­ски, выполненные черной краской, или ста­вили


известно очень мало настоящих оттисков с этой доски. В XIX веке во Франции были выпущены в продажу оттиски с досок Г. де Сент-Обена, которые были подкра­шены гуашью и акварелью, тогда как автор этого никогда не делал.

В XVIII и XIX веках появилось особенно много подделок гравюр старых мастеров, для которых использовали старинную бумагу.

Среди коллекционеров было принято считать, что первые оттиски авторского ти­ража являются лучшими и наиболее ценны­ми, а качество последующих оттисков по­степенно снижается вследствие износа печатной формы. На многих старых гравю­рах имеются надписи в виде дроби, напри­мер - 4/35- Это означает, что с доски был отпечатан тираж в 35 экземпляров, а перед нами - четвертый оттиск из этого тиража. Нет сомнения, что подобная практика была введена не художниками, а меценатами и торговцами, зачастую покупавшими не только весь тираж» но и печатные формы. Всякому, кто знаком с эстампом, нетрудно понять необъективность подобной оценки качества гравюр. В творческой практике нередко бывает, что именно последние от­тиски тиража оказываются лучшими. К то­му же тираж офорта часто печатается в неоввлько приемов, по мере надобности, и аярэр не в состоянии заранее опреде­лить количество оттисков и соблюсти их нумерацию. Непреложным остается одно: любой лист авторского тиража, если он подписан и выпущен в свет самим художг ником, является подлинным и полноценным художественным произведением.

Отбирая лучшие оттиски, следует ру­ководствоваться художественным вкусом, основываться на действительных, видимых художественных достоинствах произведе­ния, а не на. сомнительных «теоретических» расчетах Очень странно выглядят попытки возродить эту ненужную практику в со­временном эстампе.

В конце XVIII и в XIX веке получили распространение офорты с ремарками.

Ремарки (от франц. гегпащие - заметка) -небольшие рисунки на полях доски, грави­ровавшиеся обычно сухой иглой, носив­шие случайный характер и не связанные с основным изображением. Поначалу ре­марки создавались художником, по-види­мому, для опробования инструментов или ради своеобразного отдыха, отвлечения от работы над основной гравюрой. Сделав несколько оттисков для себя, художник удалял ремарки и печатал тираж с чистыми полями. Оттиски с ремарками считались очень ценными, так как делались со «све­жей» доски. Однако со временем гравюры с ремарками вошли в моду и специально создавались в угоду невзыскательным собирателям-дилетантам, так как эстетиче­ской ценности такие офорты обычно не представляют. Д. Ходовецкий, например, явно злоупотреблял ремарками. Русский офортист ВА Бобров на своих портретах.

Городские